Ижорские заводы
Предисловие
В мае 1703 года была основана крепость Санкт-Петербург, и сразу же Петр 1 принимает энергичные меры для создания сильного флота, чтобы защитить новый город и укрепиться на берегах Финского залива.
Спустя год началась постройка Адмиралтейской верфи, а в апреле 1706 года с ее стапелей уже было спущено 18-пушечное бомбардирское судно. Вслед за Адмиралтейством было построено еще несколько верфей.
Еще шла Северная война, а на реку Ижору, в места, богатые строевым корабельным лесом, из Пошехонского, Белозерского и Новгородского уездов были завезены работные люди. Они «к годному жжению дрова и уголья готовили, доски тесали, бревна, дрова и иное рубили, из лесу на себе таскали и плотом плотили и на адмиралтейский двор гоняли».
Постройка плотины
В 1710 году на реке Ижоре крестьяне князя Меншикова возвели плотину (район поселка Ям-Ижора) и вододействующую пильную мельницу для распиловки леса, идущего на строительство кораблей и кораблей других классов.
В начале 1712 года земли около Колпина, преподнесенные ранее Петром I в дар князю Меншикову, были от него отобраны вместе с лесопильней и переданы в ведение Адмиралтейства для удовлетворения нужд развивающегося судостроения. На бывшей меншиковской мельнице возникают «медный и проволочный вододействующие заводы».
22 мая 1719 года именным указом Петра I повелевалось «два или три» года Ижорскую мельницу перенести на новое место — ближе к Неве, «дабы с Невы удобнее лес мочно для пилования выводить для того что лес уже на Ижоре переводитьца».
Однако ни в том, ни в следующем году практических шагов к выполнению указа сделано не было ввиду большой стоимости работ, а главным образом потому, что на завершающем этапе многолетней борьбы со Швецией не могло быть и речи об остановке старой Ижорской пильной мельницы, являвшейся для своего времени мощной лесопильней, продолжавшей распиловку досок для строящихся галер и на другие адмиралтейские нужды.
Возникновение завода
Новая пильная мельница, заложенная в 1722 году на месте, определённом указом Пётра I от 22 мая 1719 года, положила начало развитию появившихся вскоре при ней производств — железных, медных, якорных и молотовых заводов, приписанных к Адмиралтейству, поэтому с 1798 года называется «Адмиралтейские Ижорские заводы». С момента основания был государственным предприятием (в 1992 году проведено акционирование предприятия).
Сперва дело ограничивалось только пилкой леса, но потом для флота потребовались разнородные изделия. Таким образом, в 1760 году устроен был кирпичный завод, в 1770 году построено 7 пильных амбаров, завод для починки якорей, молотовой амбар для сплавки и ковки железа, мукомольная и толчея, приготовляющая цемент к постройке кронштадтского канала. В 1781 году выписана из Англии плющильная машина для изготовления медных и железных листов и построены две печи для нагревания медных листов, десять горнов для ковки гвоздей и мелких кузнечных вещей, каменная литейная и устроен мост через Ижору.
- Н.П.Михайлов, И.К.Богумильчик, А.А.Михайлов, Г.А.Ефимова, Ижорский завод, Альбом, Лениздат, Ленинград, 1972г.
- Историческая часть г. Колпино и Адмиралтейские Ижорские заводы, маршрут Александры Дмитренко при участии Ларисы Бурим - Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии "Ижорские заводы"