Уважаемые коллеги!
Для сопровождения развития одаренного ребенка мы предлагаем Вам психолого-педагогическую методику "Карта одаренности". Предложенная нами методика поможет Вам количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид одаренности преобладает в настоящее время. Для более удобной работы мы разработали для Вас лист ответов.
Изучение и применение данной методики в практике Вашей работы поможет оптимизировать работу по созданию карты одаренного ребенка Дворца.
Методика "Карта одаренности"
Общая характеристика.
Эта методика создана российским автором А.И. Савенковым на основе методики Хаана и Каффа. Методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в
котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение основных функций:
- Первая и основная функция - диагностическая.
С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку "портрет" развития его дарований.
- Вторая функция - развивающая.
Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.
Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.
Инструкция
Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
Знаки | Смысловое соответствие |
++ (двойной плюс) | оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто; |
+ (плюс) | свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно; |
0 (ноль) | оцениваемое и противоположное свойство личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
|
- (минус) | более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
|
Оценки заносите в лист ответов.
Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму - во вторую и т. д. Всего на это должно уйти 10-15 минут
Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.
Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.
Лист вопросов:
1) Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
2) Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
3) Учится новым знаниям очень быстро, все "схватывает на лету".
4) В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
5) Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
6) Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
7) Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
8) Интересуется механизмами и машинами.
9) Инициативен в общении со сверстниками.
10) Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
11) Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
12) Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
13) Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
14) Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
15) Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
16) Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
17) Интересуется актерской игрой.
18) Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
19) Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
20) Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
21) Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
22) Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
23) Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
24) Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
25) Хорошо поет.
26) Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
27) Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
28) Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.
29) Легко общается с детьми и взрослыми.
30) Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
31) Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
32) Способен увлечься, уйти "с головой" в интересующее его занятие.
33) Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
34) Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
35) В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
36) Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
37) Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
38) Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
39) Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
40) Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
41) Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
42) Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
43) Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
44) Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
45) Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
46) Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
47) Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
48) Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
49) Часто руководит играми и занятиями других детей.
50) Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
51) Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
52) Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
53) Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
54) Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
55) Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
56) Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
57) Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
58) Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.
59) Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
60) Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
61) Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
62) Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
63) Умеет делать выводы и обобщения.
64) Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
65) В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
66) Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
67) С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
68) Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных "проектов" (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
69) Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
70) Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
71) Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
72) Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
73) В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это, как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
74) Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
75) Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
76) Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
77) Любит игры-драматизации.
78) Быстро и легко осваивает компьютер.
79) Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
80) Физически выносливее сверстников.
Обработка результатов
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов
напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у
ребенка следующих видов одаренности:
- интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);
- творческая (2-й столбец листа ответов);
- академическая (3-й столбец листа ответов);
- художественно-изобразительная (4-й столбец листа ответов);
- музыкальная (5-й столбец листа ответов);
- литературная (6-й столбец листа ответов);
- артистическая (7-й столбец листа ответов);
- техническая (8-й столбец листа ответов);
- лидерская (9-й столбец листа ответов);
- спортивная (10-й столбец листа ответов).